"Коммюнике" Вот как я вижу современную культурную ситуацию.
С одной стороны - постепенно осознающая себя и свои культурные приоритеты власть,
и, как это обычно бывает, намечающаяся готовность деятелей культуры следовать
этим приоритетам. Либо приоритетам тоже постепенно осознающей свои запросы (и в
литературе тоже) новой буржуазии.
С другой стороны - близкое мне по своей идее "современное искусство" существует
(по крайней мере, в российском варианте) в виде безответственных инфантильных
игрищ и якобы независимых интеллектуальных высказываний на специально отведённой
для этого территории.
С третьей - окрепший книжный бизнес, кучка издателей, зачастую полуграмотных,
издающие уже всё подряд, не разбирая, едва успевая налепить на книгу нужную
бирку, использующие в коммерческих интересах самые беспринципные приемы и
провокационные стратегии, заигрывающие с самыми чудовищными и отвратительными
для меня идеологиями. Нечеловеческая борьба за премии. Бесконечные
инсценированные псевдособытия в литературе. Несколько литературных лобби,
ведущих жестокую и примитивную борьбу за культурное влияние. Омерзительные
спекуляции критиков и журналистов, откровенно служащих хозяину; критиков, либо
навязывающий читателю свой недоразвитый полуосознанный культурный мирок, либо
проповедующих культурную и иную ксенофобию и псевдорелигиозное мракобесие.
Всё это подавляет меня. К системе, настолько девальвирующей и опошляющей Слово,
настолько профанирующей его, я не хочу иметь даже косвенного отношения. В такой
ситуации мне кажется невозможным как либо участвовать в литературной жизни,
публиковаться даже в симпатичных мне изданиях, использовать расположение ко мне
тех или иных людей и институций, развивать интересовавшее меня до сих пор
сценическое начало в современной поэзии.
Меня интересует только позиция художника, ведущего "борьбу за искусство",
однако, в наше время, прежде всего - борьбу за саму позицию. Смысл её - не в той
или иной социальной роли, а, наоборот, в видении, не искаженном социальным
положением, в свободе от ограничений, накладываемых художественной средой. Это
единственная позиция, за которую стоит бороться в эпоху, когда искусство
становится всё более социально, коммерчески и политически ангажированным.
Я отказываюсь от участия в литературных проектах, организуемых и финансируемых
как государством, так и культурными инстанциями. Только книги или другие
носители, выпущенные своим трудом и за свои деньги, публикации на собственном
сайте в Интернете.
Я отказываюсь от каких-либо публичных чтений.
Это не героическая поза, не пиар-акция и не желание наладить собственный
издательский бизнес. Это некоторое необходимое мне самоограничение. Я уверен,
что мои тексты это самый настоящий поэтический мейнстрим, и поэтому надеюсь,
что, если мейнстрим в моём лице будет занимать такую полуподпольную, и,
насколько это возможно, независимую позицию, то, может быть, в моей стране будет
больше честного, бескомпромиссного и по-настоящему современного искусства, не
связанного с гнусными реваншистскими (либо, наоборот, псевдолиберальными)
идеологическими поползновениями, культурной, финансовой и политической властью.
Кирилл Медведев22.09.03.